|
|
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ВИТРАЖА
Василий Карпов
«Витражом является монументально-декоративное произведение из стекла, связанное с архитектурой здания, рассчитанное для рассмотрения на просвет».
Мозаика из стекла.Древний Египет.
Находки первых стеклянных изделий в Древнем Египте относятся к 3000-ему тысячелетию до н.э. Витраж же как мы его понимаем возник только в эпоху христианского храмового строительства. Из непрозрачного стекла – смальты древние греки и римляне выкладывали изобразительные мозаики стен и полов, что явилось предысторией появления витража. Раскопки Помпей показали, что в I веке нашей эры римляне применяли отливное малопрозрачное стекло, вставлявшееся в бронзовые рамы, но не несущее художественно-декоративной функции.
Настоящее торжество витража началось в христианском мире. Созданный римлянами новый тип общественного здания базилика стал основой для христианского храма.В отличие от храма античного, он имел оконные проемы, которые начали закрывать витражами.
Витраж XIIIв. Франция
Технология создания совершенно прозрачного стекла была открыта лишь во второй половине XV века в Венеции. Раньше, в эпоху средневековья, стекла были не совсем прозрачные и имели различные оттенки спектральных цветов из-за примесей тяжелых металлов. Это обстоятельство повлекло за собой определенное эстетическое мышление, материализовавшееся в такое восхитительное явление как витраж. Витражи средневековых храмов, романских, а затем готических, как нельзя лучше слились с архитектурой, утверждая религиозную идеологию, иллюстрируя главную идею храма – встречу неба и земли. Изображая сцены из Библии, витраж стал визуализировать христианскую мифологию, повергая прихожан в благоговейный трепет и сознание собственного ничтожества. Стремящийся ввысь готический храм, декорированный пронзительными по своей цветовой насыщенности витражами в стрельчатых арках, только усиливает художественно-образное воздействие на зрителя.
Витраж начало XVIв. Франция.
Витраж эпохи Возрождения постепенно изменяется под воздействием открытий в области анатомии, перспективы, появления новых технологий, а именно изготовления прозрачного стекла. Его стали расписывать красками с последующими обжигами. Тогда же появилась пескоструйная обработка стекла. В связи с тем, что светская власть в эпоху Возрождения стала доминировать над духовной, в сюжеты витражей вошли не только религиозные, но и светские сцены. Таким образом витраж, идущий из средневековья, теряет ярко выраженные декоративные черты, интенсивность цвета, аппликативность, становясь неким подобием картины, выполненной в стекле. В XVI веке лучшими мастерами витража были признаны голландцы, которых приглашали в Англию, Испанию, Италию.
Эпоха Возрождения завершилась буржуазными революциями и протестантскими реформациями, которые отвечали запросам нового класса – буржуазии. С середины XVII века в области витражного искусства наступил глубочайший кризис, который продлился и весь XVIII век. В идеях передовых умов Просвещения искусство витража являлось верным слугой церкви, несовместимым с гуманистическим утверждением прав освобожденного от религиозных оков человека.
В ходе Великой французской революции в знак протеста против союза церкви и королевской власти было разрушено значительное количество средневековых витражей.
Разочарование общественности Европы во Французской революции и буржуазном мышлении повлекли за собой возникновение в 20-е годы XIX века стиля романтизм, а к середине века – романтической эклектики. Испытав духовную пустоту буржуазного меркантилизма, общество пыталось опираться на идеалы прошлого. Европу захлестнули цитаты из прошедших эпох – псевдоготика, псевдовизантия, псевдорусский стиль в России.
Витраж конец XIXв. Луи Комфорт Тиффани.
С середины XIX века европейский витраж пережил новый взлет, но теперь уже не в церковной, а в общественной и частной архитектуре.
Эклектика, не имеющая эстетической самостоятельности, к 80-м годам XIX века переродилась в целостный стиль арт-нуво. Его отличительной особенностью стал комплексный подход, когда архитекторы и дизайнеры проектировали все, начиная с экстерьера здания и заканчивая предметами быта вплоть до одежды владельца дома. Витраж стал неотъемлемой частью здания, утратив стилистическую зависимость от прошлых эпох, и прочно утвердился в невиданном до того стиле модерн. Благодаря свежести смелых бионических форм и современным технологическим открытиям, витражи стиля модерн приобрели выразительнейшие качества нового искусства и легли в основу всех направлений витражного искусства XX века.
Витражи начало XXв. Фрэнк Ллойд Райт.
В искусстве витража первой половины XX века наиболее выразительно прозвучало творчество архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Проектируя здания, он создавал разные формы оконных проемов, одетых в оригинальные переплеты с витражным стеклом. Растительные мотивы геометрического характера великолепно гармонировали с мебелью, тканями и другими аксессуарами интерьера.
Витражи XXв, послевоенный период. Германия
В послевоенной Европе художники современных направлений искусства Фернан Леже, Анри Матисс, Марк Шагал заменяли уничтоженные войной витражи готических соборов. Активное строительство 50-60-х годов позволило художникам-витражистам работать в стилях экспрессионизма, абстракционизма и поп-арта, изобретать новые технологии.
Если западные страны в силу исторических причин имели сложившуюся базу частного строительства, и витражи нашли в ней свою нишу, то в России строительный бум последнего десятилетия открыл новые горизонты витражного убранства.современного жилища. При возросших технических возможностях современные художники способны применить опыт, накопленный всей историей витражного искусства.
|
|