витражи
витражи
витражи
витражи

Мардарь Наталья 8-916-121-31-61, 8-499-740-67-98


Наша мастерская Наши сотрудники Наши публикации Наши партнеры


ВИТРАЖ: СТИЛЬ И ТЕХНИКА

«Его цвета то умирали, то зажигались снова, временами вспыхивал мимолетный огонек, впитавший в себя все разноцветие павлиньего хвоста, который затем начинал дрожать и рассыпаться пылающим фантастическим веером.
И даже в первые наши воскресенья, когда мы спускались вниз перед Пасхой, этот ослепительный позолоченый ковер незабудок на стекле утешал меня за темноту и бесплодность земли вне этих стен, покрывая внезапно ее цветами так же, как какая-то прежняя давняя весна услаждала глаз наследников святого Луи.»
Марсель Пруст

Стеклянный человечек:витражи и художественное стеклоВитраж берет свое название от латинского слова «vitrum», что переводится как «стекло». Остаткам древних витражей в Африке около 5,5 тысяч лет. Известны европейские витражи, найденные в Риме, которым более 2-х тысяч лет. Египтяне использовали кусочки цветного стекла для наборных мозаичных полотен. В VI веке цветное стекло считалось сплавом драгоценных камней. В средние века французские и немецкие мастера стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Цветовая палитра была весьма скудной: красные, синие и бесцветные стекла, скрепленные свинцовой протяжкой. Детали привносили росписью. Лучшими в мире считаются готические французские витражи. Соборы и храмы, сохранившиеся до наших дней, позволяют увидеть традиционное многообразие сюжетов и решений. Витражи не только украшали, но служили просвещению и воспитанию прихожан.Таковы и собор Парижской Богоматери, соборы Шартра, Реймса, Амьена, Бурже. В то время в витражах появился желтый цвет, а роспись стала более изысканной. В эпоху Возрождения витраж становится популярным в Италии, Швейцарии, Польше, Англии (вспомним Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но если в эпоху готики витраж воспринимался витреариусами (средневековое название витражных дел мастеров) как декоративное цветовое пятно в интерьере собора, то художники Возрождения представляли себе витраж просто как живопись по стеклу. Позже научились создавать маленькие «кабинетные» витражи. Цветные уходили в прошлое, сменяясь однотонными. В сюжетах тоже произошли изменения. В позднем Возрождении можно увидеть геральдические и исторические сюжеты, портреты, куртуазные любовные сцены.

Стеклянный человечек:витражи и художественное стеклоПостепенно последующие эпохи утратили интерес к витражу. Лишь в XIX веке он вновь обрел популярность. Те, кого привлекали новейшие стили, стали использовать витражи для эстетики дизайна. В последнее десятилетие века Вагнер и другие дизайнеры старались объединить декоративные искусства в одно гармоничное целое, так называемое gesam-tkunstwerk, или «абсолютное произведение искусства».

В эпоху арт -нуво (конец XIX-начало XX века) витраж возрождается как вид монументальной живописи. Американец Луи Комфорт Тиффани и его компаньон Ля Фарж разработали новые оттенки стекол и изобрели иной способ крепления кусков стекла в витраже. Так называемая технология «Тиффани» подразумевает более прочное, аккуратное изготовление витража по прямым и гнутым линиям. Она популярна и сейчас, поскольку у нее огромные возможности. В XIX веке витражи были объектами творчества таких известных художников, как Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Ренни Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал.

На Руси витражи не столь распространены, хотя стекло производят у нас более 1000 лет. Благодаря М.В.Ломоносову открылись фабрики по выпуску цветного стекла. В XIX веке уже можно было увидеть витражи в светских и церковных зданиях. Вспомним, например, витражные панно Зимнего дворца, Пажеского корпуса, Академии художеств, Петропавловской крепости, гостиницы «Астория»в Санкт-Петербурге. Натуральный витраж сегодня, как и в прошлом уникален, долговечен и дорог. Современные художники-витражисты создают произведения высокого художественного уровня во всевозможных техниках обработки стекла.

Стеклянный человечек:витражи и художественное стеклоЕсли вы хотите украсить интерьер витражным панно, следует изначально продумать варианты его размещения в интерьере, заложив это в проект при строительстве. Витражи могут быть в дверных полотнах, оконных проемах и межкомнатных перегородках. Ими украшают подвесные потолки, межлестничные пролеты, створки ширм, ниши, зеркала, столешницы. В витражных техниках создают абажуры ламп, часы, декоративные скульптуры, композиции, вазы и другие предметы интерьера.

Для начала выберете фирму с которой хотели бы сотрудничать, пригласите ее представителей на объект и расскажите о том, что хотели бы видеть. В солидных витражных фирмах есть дизайнеры и художники по стеклу, которые сделают эскиз с учетом ваших пожеланий.Ошибка думать, что создание витража – дело обычное. В ваших интересах рассматривать его эскиз многократно, чтобы выбрать стекла, учесть все нюансы, о которых вам расскажет дизайнер. Необходимо увидеть образец витража, дабы ясно представить себе его в готовом виде, так как эскиз не способен исчерпывающе передать впечатление. Эскиз - лишь рабочий материал для художника, по которому можно изготовить как хороший, так и плохой витраж. Лишь автор-профессионал знает, на каких нюансах он построил концепцию витража для конкретного интерьера, и может предвидеть результат.

Стеклянный человечек:витражи и художественное стеклоВ любом случае помните, что витраж дорогого стоит, а потому не ищите дешевый вариант. Если вам называют сравнительно невысокие цены, попытайтесь разобраться, почему. Возможно, эта мастерская не имеет дизайнера и не несет ответственности за эстетические достоинства своего изделия. Либо предложит вам грубое исполнение в связи с отсутствием опыта работы с витражом. А может быть, не будет соблюдена технология изготовления витража, что скажется на его долговечности. Случается, в процессе работы цена неуклонно растет. Так что в ваших интересах серьезно отнестись к выбору фирмы-изготовителя. Важно, чтобы витраж был частью интерьера, органично жил в нем, соответствовал стилю и гармонично взаимодействовал с другими материалами: деревом, металлом, камнем и т.д. Поэтому квалифицированный специалист берет на себя ответственность за художественную выразительность витража, соблюдение технологии и качества работы.

Сегодня художники по стеклу открывают все новые и новые эстетические и технологические возможности стекла, чтобы витраж мог занять одно из ведущих мест в современной архитектуре.

ЖУРНАЛ «ДОМ & ИНТЕРЬЕР» IV 2003

 

© 2003-2018 мастерская «Стеклянный человечек». Авторские права защищены. Никакая часть публикации не может быть использована без предварительного разрешения владельца авторских прав. vitrag@bk.ru | Карта сайта