витражи
витражи
витражи
витражи
витражи

Мардарь Наталья 8-916-121-31-61, Нина Николенко 8-916-529-26-78


Наша мастерская Наши сотрудники Наши публикации Наши партнеры


МАГИЯ АРХИТЕКТУРНОГО СТЕКЛА

Стеклянный человечек:витражи и художественное стекло Витражи – декор благородный, необычный и дорогой. Они сродни сказочным картинам и ожившим фантазиям; они вплетаются в интерьер легкой и изысканной аранжировкой. Их используют так же, как стильное произведение высокого ювелирного искусства, как роскошный аксессуар.

История витража

Слово «витраж» происходит от латинского «vitrum», что переводится как «стекло». Эта декоративная техника была известна тысячелетия назад. Остаткам древних витражей в Африке около пяти с половиной тысяч лет. Известны европейские витражи, найденные в Риме, которым более двух тысяч лет. Египтяне использовали кусочки цветного стекла для наборных мозаичных полотен. В VI веке нашей эры цветное стекло считалось сплавом драгоценных камней, потому витражи ценили необычайно высоко. В средние века французские и немецкие мастера стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Цветовая палитра была весьма скудной: красные, синие, бесцветные стекла, скрепленные свинцовой протяжкой. Детали привносили росписью. Лучшие образцы готической архитектуры, сохранившиеся до наших дней, позволяют увидеть традиционное многообразие сюжетов и решений. Таковы всемирно известный собор Notre Dame de Paris, величественные храмы Шартра, Реймса, Амьена, Бурже. В эпоху поздней, так называемой пламенеющей, готики в витражах появился желтый цвет, а роспись стала более изысканной.
В эпоху Возрождения витраж становится популярным в Италии, Швейцарии, Польше, Англии (вспомним Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но если в средние века витраж воспринимался витреариусами (средневековое название витражных дел мастеров) как декоративное цветовое пятно в интерьере собора, то художники Возрождения представляли себе витраж просто как живопись по стеклу. Уже позже научились создавать маленькие «кабинетные» витражи. Они были, как правило, однотонные. Произошли изменения и в сюжетах. В позднем Возрождении можно увидеть геральдические и исторические сюжеты, портреты и даже куртуазные сцены.

Стеклянный человечек:витражи и художественное стеклоПоследующие эпохи утратили интерес к витражу. Он вновь приобрел популярность лишь в позапрошлом веке. Но подлинный расцвет этой техники пришелся на арт-нуво (конец XIX – начало XX века). В это время витраж возрождается как вид монументальной живописи и становится объектом творчества Френка Ллойда Райта, Чарльза Ренни Макинтоша, Пауля Клее, Пита Мондриана, Анри Матисса и Марка Шагала. А когда Луи Комфорт Тиффани и его компаньон Ля Фарж разработали новые оттенки стекол и изобрели иной способ крепления кусков стекла в витраже, так называемую технологию «Тиффани», витражами стали декорировать плафоны люстр, бра, ширмы и столешницы.
На Руси цветное стекло не было столь популярно, хотя эта техника и была известна. Фабрики по выпуску витражей появились в России лишь в XVIII веке благодаря М.В.Ломоносову. В XIX веке витражи встречаются в декоре светских и церковных зданий: панно Зимнего дворца, Пажеского корпуса, Академии художеств, Петропавловской крепости, гостиницы «Астория».
Кажется, время не властно над необычной красотой наборного художественного стекла. Натуральный витраж сегодня, как и в прошлом, уникален, долговечен и дорог. И для его создания используют весь арсенал технических и стилевых возможностей.

Техники создания витражей

К XXI техника оформления композициями из художественного стекла стала более совершенной и сегодня широко применяется в интерьере и экстерьере. Итак, если у вас возникло желание включить в оформление квартиры или дома витраж, стоит разобраться с технической частью. Тем боле, что от этого зависят его декоративные возможности и цена. В классическом (наборном) витраже отдельные куски цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Чем богаче фактура стекла, тем красивее и эффектнее витраж. Роспись в классическом витраже выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается долгие годы.
В витражах «Тиффани» каждая стеклянная пластина оправлялась фольгой, затем разрозненные стекла спаивают друг с другом. Отказ от жесткого металлического каркаса существенно расширил применение таких декоративных изделий. Помимо классических, существует несколько современных методов изготовления витражей. Один из них – по американской технологии SGO. На прозрачное листовое стекло наносится твердое многослойное покрытие, придающее будущему изделию цвет и фактуру. Рисунок на стекле выполняется с помощью свинцовой протяжки, закрепленной с обеих сторон стекла. Это дает возможность использовать такой витраж в стеклопакетах и применять наряду с силикатным и акриловое стекло. Это значительно снижает вес конструкции, позволяет обыгрывать вид из окна с помощью полупрозрачного рисунка и создавать любую пластику линий. И, наконец, такой витраж в два раза дешевле классического.
Суть технологии «фьюзинг» («спекание») заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии «фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы. Выглядят такие витражи современно и эстетично и пользуются заслуженной популярностью. Особенно выигрышно они выглядят в интерьерах постмодернизма и хай-тека. Cуществует также технология «кастинг», известная у нас как «муранское стекло». В этом случае для отливки витражей используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике «спекания» рисунок на «муранском стекле» ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.
Витраж в технике пескоструйной гравировки на стекле и зеркале значительно дешевле предыдущих, как правило, в два-три раза. Он представляет собой стекло толщиной не менее 5 мм, на которое в несколько слоев нанесен рисунок. С помощью этого метода можно создать матированный рисунок или придать стеклу глубокорельефную структуру. Рядом со сложными технологиями настоящих витражей сегодня можно встретить технику пленочного псевдовитража или лаковый псевдовитраж. Такие витражи недолговечны и не доставят той феерии радости и света, какую подарят настоящие.

Возможности витражей в интерьере

Благодаря своей светопропускающей способности, плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет найти необычные цветовые решения при оформлении интерьеров.
Возросли и функциональные возможности витража. Наряду с привычной задачей заполнения проема все чаще встречаются примеры, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений – в виде панно или сплошных плоскостей.
Благодаря повышенному вниманию к ценности «чистого» материала, его поверхности, фактуре, изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но совершенно самостоятельным, самоценным произведением. Готика и модерн, рококо и классика, хай-тек и минимализм – не существует стиля, в котором нельзя было бы использовать витраж. Художественное стекло легко вписывается и в готовый интерьер, объединяя цвет, свет и форму, подчеркивая своеобразие помещения. Какие бы варианты витражного декора вы не предпочли, важно, чтобы панно цветного стекла стало частью интерьера, органично существовало в нем, соответствовало стилю и гармонично взаимодействовало с другими материалами: деревом, металлом, камнем ит.д.

Текст: Анастасия Фролова. Журнал «СтройПАССАЖ», №7, июль 2004

 

© 2003-2018 мастерская «Стеклянный человечек». Авторские права защищены. Никакая часть публикации не может быть использована без предварительного разрешения владельца авторских прав. vitrag@bk.ru | Карта сайта